Тактика обороны в страйкболе
1. Введение
2. Инженерное оборудование базы
3. Создание оборонительной системы
4. Плотность заселения укреплений
5. Важность фактора времени при организации обороны
6. Действия по организации длительной обороны
7. Мобильная оборона базы
8. Управление во время штурма
9. Оборона базы в ночное время
10.Выводы
1. Введение
В страйкболе оборона, как вид боя, используется для тех же целей, что и в реальных боевых действиях - для удержания важного объекта и/или нанесения максимального урона наступающему противнику.
Данную статью вряд ли можно назвать цельным руководством по оборонительным действиям, скорее это список правил, которым стоит следовать коменданту обороняемой базы (так назовем ответственного за оборону объекта).
Чаще всего, "базой" в страйкболе называют основное укрепление стороны, обычно расположенное ближе других к респауну. На базе всю игру находится командир стороны, на нее стекаются возродившиеся бойцы и тд. Базой так же могут называть любое укрепление, в зависимости от сценария игры, или по исторически сложившейся традиции. В данной статье "база" - это рядовой, приносящий баллы объект (или "точка"). По аналогии с термином "военная база", будем считать, что это некий комплекс укреплений, что-то типичное для страйкбольных игр.
Предположим, что база захвачена стороной в процессе игры. Это означает, что захватившая базу группа не имеет серьезных возможностей по улучшению ее фортификационных качеств в ходе игры, так как редко когда успеваешь с реальной пользой для обороны вырыть полноценный окоп, не говоря уже о чем-нибудь более монументальном. Придется пользоваться тем, что есть.
В 99% случаев, на страйкбольных играх укрепления построены заранее и часто даже несколько лет назад. От этого и нападающим давно известны оптимальные направления атаки, и для обороны эта информация не секрет.
2. Инженерное оборудование базы
Правильное инженерное оборудование оборонительных позиций к игре - вопрос на самом деле не очень сложный и в интернете имеется масса информации по фортификации. Тем не менее, это вопрос, состоящий из множества пунктов и подпунктов, которые все необходимо учесть.
Отмечу отличительные черты "неправильной" базы в страйкбольном приложении.
"Неправильная" база - это база, имеющая явные слабые стороны. Густой подлесок, позволяющий подобраться незамеченным на бросок гранаты, невырытые (не хватило времени, не рассчитали силы) в нужных местах окопы - вот типичные проблемы инженерного оборудования базы, приводящие к тому, что она берется всегда с одного и того же направления.
Так же типичной ошибкой обустройства базы являются крайне низкие/неглубокие укрепления, неспособные полноценно выполнять свою задачу. Менее заметной с первого взгляда, но фатальной ошибкой - является невнимание к тыльным сторонам укреплений. В нашей равнинной местности часто приходится строить базу в буквальном смысле слова на ровном месте. При этом основное внимание уделяется обустройству бруствера с фронтальной стороны - откуда ожидается нападение. А на тыльную сторону окопа или "форта" зачастую не остается сил. Многие защитники такой базы будут поражены в спину шальными шарами, пролетевшими с противоположной стороны. Для "двухмерной" местности - двум окопам, обращенным в разные стороны, очень легко оказаться на одной линии, в результате - стреляют по одному укреплению, а уходят из другого.
Часто неправильность базы заключается в нарушении правил страйкбола, в которых достаточно подробно регламентируется - что можно считать полноценным укрытием, а что нет. Это и строительство укрытий чуть ли не из фанеры, и крыши, на которые нельзя встать... Всё это хорошо знакомо опытным страйкболистам.
"База-неберучка", подготовленная по всем правилам фортификационного искусства, с идеально замаскированными бойницами размером с сигаретную пачку, выкорчеванными деревьями, скошенной травой в радиусе 70 метров и прочими крайностями - это тоже неправильная страйкбольная база, дисбалансная. В настоящем сражении все эти укрепления будут распаханы артиллерией еще до подхода пехоты, а пулеметные гнезда подавлены танками, но в страйкболе подобных возможностей нет даже близко. В итоге, такую базу можно взять - с парой ящиков дымов и после нескольких прогулок в мертвяк всей стороной - но игровой интерес в этом весьма своеобразный. (Можно пустить вперед несколько несознанщиков или "эй-ты-встал-ушел", такие проломят любую оборону, но мы должны решительно отмести этот вариант как аморальный.)
3. Создание оборонительной системы
Под созданием оборонительной системы подразумевается формирование:
- управления обороной базы (комендант, его заместитель и помощники)
- объектов управления (подразделений, непосредственно задействованных в обороне, мобильных подразделений, резервов, патрулей, секретов, и тп.)
- создание устойчивой системы связи и координации
В первую очередь комендант базы должен... - БЫТЬ! Даже такое простое правило очень часто не выполняется на страйкбольных играх с их нерукотворным балаганом. Командиру стороны, помимо желания одержать победу, не хочется, чтобы подчиненные ему команды прокляли его после игры, поэтому он или старается реализовать ротацию на обороняемых точках, или просто пускает этот процесс на самотек. Во втором случае сложно понять, в каком состоянии оборона объекта, не у кого спросить, что на нем вообще творится. Это неизбежные нюансы нашего увлечения, с которыми приходится мириться.
Итак, база только что захвачена, вышестоящее командование извещено и вы готовы принять на себя обязанности коменданта. Надо в быстром темпе, без перерывов на обед, осуществить следующий алгоритм действий:
a) Убедиться, что все укрепления зачищены, и противник полностью изгнан с территории базы и прилегающей территории (50-60м).
б) Занять бойцами все укрепления, то есть в каждый окоп/бункер посадить по 1-2 человека, пока неважно каких. Делать это надо очень быстро. Видите, что кто-то стоит, не зная, куда бы еще пострелять - командным голосом гоните его в окоп. Кто-то сел заряжаться - гоните его, пусть занимает любое укрытие.
Если база большая, а народу после штурма осталось немного и их не хватает на то, чтобы занять все укрытия - необходимо разогнать людей из центра базы (наверняка уже стоят, курят, треплются, верно?) на периферийные окопы, это делается для того, чтобы в случае внезапной атаки противник безнаказанно не "зацепился" за пустующие укрепления.
На пункты "а" и "б" должно быть потрачено 1-2 минуты.
в) Следующим этапом алгоритма действий коменданта является подсчет оказавшихся в зоне его ответственности подразделений. Нужно (снова акцентирую внимание - нужно очень быстро) выяснить, какие подразделения присутствуют на базе и численный состав. Если на игре сторона имеет внятную структуру (то есть поделена на четкие взвода/роты/группы/отряды/чтоугодно), то достаточно с центра базы громко крикнуть: "взвод-1, кто живой?". Смотрите и слушаете, сколько человек отзываются на ваш вопрос, и далее двигаетесь по списку взводов. Через 3-4 минуты вы хотя бы приблизительно будете представлять, какое подразделение более-менее укомплектовано, а от кого после штурма остались "рожки да ножки". (Не будет ничего удивительного в том, что подразделения и команды, шедшие на острие атаки - полегли почти в полном составе, а включившиеся в атаку последними - стоят в центре базы почти без потерь, довольные собой.)
г) Нужно доложить командиру стороны о текущем раскладе по имеющимся на базе силам и запросить указаний. Возможно, кого-то у вас сразу отберут. Если приказов нет, и обстановка диктует главной задачей - удержание базы, задерживайте на ней всех, кого сможете.
д) Пришло время вдумчивой (но от этого не менее быстрой) перегруппировке сил базы. Первым делом, самое многочисленное подразделения - ставим на самый опасный участок обороны, откуда наиболее вероятно нападение противника, остальными подразделениями достраиваем периметр. "Штучными" бойцами - населяем укрепления на менее важных направлениях.
Делается это так же из центра базы. Нужно встать так, чтобы вас отовсюду было видно и громко подать команду, дублируя ее понятными жестами: "Взвод-1, занять вот этот сектор, эти окопы!". Корректируйте количество занимаемых укреплений, на ходу оценивая количество начавших перемещаться бойцов. Дальше подаете команду: "Взвод-2, занять эти и эти окопы."
Для базы с глубоко эшелонированной системой укреплений вероятно понадобится создавать несколько оборонительных контуров: подразделения первой линии обороны (т.е. внешнего периметра), затем подразделения второй линии и тп.
е) Еще во время реализации предыдущего пункта плана нужно выделить одно достаточно крупное, мобильное и полностью боеготовое подразделение и собрать его в зависимости от обстановки и местности - в центре базы или в тылу. Это - ваш временный "резерв Ставки". В случае, если нападение произойдет в процессе формирования оборонительной системы, резервом вы усилите проблемный участок обороны или бросите его во фланг атакующему противнику.
ж) Если база имеет значительные размеры и в ее обороне занято несколько подразделений, нужно решить вопрос связи и координации. Назначьте отдельный канал обороны базы, и оповестите о нем все подразделения. Делать это лучше при личном обходе, не стоит громко сообщать о нем всем окрестностям. Добейтесь понимания того, что именно на этом канале должна проходить вся информация по обороне базы, в том числе координация с мобильной обороной. (В идеале, этот канал заранее указан командиром стороны.)
На этом список первоочередных мероприятий по организации обороны заканчивается, и, комендант, нарезавший десяток кругов по базе, может перевести дух. Но недолго, так как работа на этом не заканчивается.
4. Плотность заселения укреплений
Важным моментом является правильная плотность заселения укреплений. Окопы "полного профиля" и ДЗОТЫ, построенные в соответствии с "Руководством по войсковым фортификационным сооружениям" встречаются в нашем увлечении нечасто. Гораздо чаще вместо окопов можно наблюдать норки на 1-2 человек, а вместо нормальных фортов с перекрытиями - какие-то загончики в метр высотой. Тем не менее, возьму на себя смелость сформулировать правило: "Если в укреплении могут развернуться два человека, значит их там должно быть три. Если влазит три - значит там должно сидеть четыре. И так далее...".
Специфика страйкбольных штурмов в том, что как только огонь атакующих становится более-менее результативен, его плотность возрастает лавинообразно. В несколько секунд воздух становится буквально насыщен пластиком. Прислать замену уничтоженным защитникам становится почти невозможно (это несколько проще сделать в обороне на возвышенности, но, увы, не на равнине). Спустя короткое время этот выбитый окоп становится местом, откуда оборона базы вскрывается атакующими как консервным ножом. А если игра с ранениями, то в окопе на двоих вообще царят шекспировские страсти - приходится делать выбор: или перевязывать товарища или отстреливаться лезущих в укрепление противников.
Вот здесь и пригодится избыточная населенность укреплений. Третьему бойцу даже не обязательно стрелять, достаточно дождаться момента, когда нужно будет заменить у бойницы погибшего товарища. Подобные рассуждения наводят на мысль, что одноместные окопы вообще малополезны. Безусловно, лучше иметь хотя бы такой, чем вообще никакого, но точно можно сказать, что от двух одиночных огневых точек меньше пользы, чем от одного нормального окопа на 2-3 человека.
5. Важность фактора времени при организации обороны
На всё вышеперечисленные пункты алгоритма должно быть потрачено менее 10 минут. Уверен, что важность фактора времени в организации обороны ощущали на себе почти все игроки. Можно вспомнить множество примеров, когда сторона, только что захватившая базу, теряла ее из-за собственного разгильдяйства или запоздалых действий по организации обороны.
Хорошей иллюстрацией важности своевременной организации обороны служат слова немецкого генерал-майора танковых войск вермахта Ф.В. фон Меллентина о способностях советских войск по организации плацдармов:
«Глубоко ошибается тот, кто благодушно относится к существующим плацдармам и затягивает их ликвидацию. Русские плацдармы, какими бы маленькими и безвредными они ни казались, могут в короткое время стать мощными и опасными очагами сопротивления, а затем превратиться в неприступные укрепленные районы. Любой русский плацдарм, захваченный вечером ротой, утром уже обязательно удерживается по меньшей мере полком, а за следующую ночь превращается в грозную крепость, хорошо обеспеченную тяжелым оружием и всем необходимым для того, чтобы сделать ее почти неприступной. Никакой, даже ураганный артиллерийский огонь не вынудит русских оставить созданный за ночь плацдарм. Успех может принести лишь хорошо подготовленное наступление. Этот принцип русских «иметь повсюду плацдармы» представляет очень серьезную опасность, и его нельзя недооценивать.
И опять-таки против него есть лишь одно радикальное средство, которое должно применяться во всех случаях обязательно: если русские создают плацдарм или оборудуют выдвинутую вперед позицию, необходимо атаковать, атаковать немедленно и решительно. Отсутствие решительности всегда сказывается самым пагубным образом. Опоздание на один час может привести к неудаче любой атаки, опоздание на несколько часов обязательно приведет к такой неудаче, опоздание на день может повлечь за собой серьезную катастрофу. Даже если у вас всего один взвод пехоты и один-единственный танк, все равно нужно атаковать! Атаковать, пока русские еще не зарылись в землю, пока их еще можно видеть, пока они не имеют времени для организации своей обороны, пока они не располагают тяжелым оружием. Через несколько часов будет уже слишком поздно. Задержка ведет к поражению, решительные и немедленные действия приносят успех»
6. Действия по организации длительной обороны
После проведения первоочередных мероприятий вы более-менее готовы к внезапной атаке противника. Но произойти она может через несколько часов, или даже не произойти вовсе. В любом случае, в этот период нужно будет решать следующие вопросы:
а) Бойцы расслабляются, начинаются прогулки по базе, разговоры. Надо регулярно обходить базу, напоминать об огромной важности сидения на заднице именно в этой части полигона, не позволять громко разговаривать и т.п.
б) По мере подхода погибших из мертвяка - наверняка понадобится провести перераспределение секторов обороны. В процессе "пересадки" надо следить за тем, чтобы каждое подразделение знало свою задачу и свой участок, а так же наладило контакт со своими соседями.
д) В отсутствие больших атак возможно появление различных ползунов - одиночных бойцов или небольших групп противника, которые не способны захватить базу, но могут вести беспокоящий огонь. Стоит выждать какое-то время, убедиться, что атаки в ближайшие минуты не ожидается, а действующий в районе противник действительно немногочислен, и силами группы мобильной обороны уничтожить его. В каких-то ситуациях лучше вообще не вылазить за пределы базы и ждать нормальной атаки со стороны противника.
е) Необходимо ли патрулировать местность в районе базы - вопрос неоднозначный и зависит от сложившихся условий. Если в вашем распоряжении мало людей и неизвестно, когда подойдут подкрепления - не стоит распылять силы и высылать за пределы базы двойки бойцов, которые скорее всего будут всего лишь размениваться с аналогичными мелкими группами противника. Больше смысла в дозорах и секретах, способных предупредить базу о подходе большой группы противника и начале ее развертывания для атаки.
7. Мобильная оборона базы
Первоначальную группу "резерва Ставки" нужно разделить на собственно резерв и группу мобильной обороны. При любой плотности заселения укреплений, мобильная оборона должна составлять не меньше 20% от общей численности гарнизона. Оптимальное ее расположение в ожидании активных действий нужно выбрать, исходя из местности, вероятных векторов атаки и других условий. Главное, чтобы мобильный отряд был сконцентрирован в одном месте и был готов мгновенно сняться.
Огромное разнообразие игровых ситуаций не позволяет выдавать какие-то универсальные рецепты. Но к примеру, для базы из десятка укреплений на 30 "посадочных мест" и имеющихся 40 защитниках стоит: 25 человек разместить в укреплениях (недокомплект оставить на малозначимых участках обороны), 5 человек разместить в качестве резерва в центре базы, и 10 человек держать в качестве мобильной обороны там, где это целесообразно. В этом "пасьянсе" наиболее важна мобильная оборона. Этот отряд должен состоять из самых опытных бойцов, потому что именно их грамотные действия способны сорвать штурм даже многократно превосходящих сил противника. При этом нельзя увлекаться преследованием и при угрозе охвата сразу отходить под защиту укреплений.
В зависимости от ситуации, выход мобильной обороны на позиции для контрудара по наступающему противнику должен быть или скрытным (для нанесения максимального урона) или наоборот демонстративным (для того чтобы заставить противника оттянуть на себя часть атакующих, потянуть время и/или по возможности минимизировать потери "мобильников")
Плюсы скрытого сосредоточения очевидны - внезапно появившаяся на фланге "агрессоров" или в их тылу группа может нарезать/настрелять атакующих на порядок больше собственной численности. Но у скрытого сосредоточения есть обратная сторона - его почти всегда можно провести только предварительно, в расчете на какой-то конкретный вектор атаки. Малейшая нестыковка (вплоть до банального промаха атакущих в направлении движения) может привести к тому, что спрятавшаяся мобильная оборона будет замечена на близкой дистанции и нужно будет или срочно уносить ноги или принимать бой на невыгодных для себя условиях.
Вся база должна своевременно узнавать о выходе групп мобильной обороны и характере их действий. Мобильная группа, в свою очередь, должна не увлекаться погонями за малочисленными группами противника, действовать по возможности в пределах видимости и регулярно сообщать информацию о себе на канале обороны базы.
Если базу приходится оборонять всю игру, стоит организовать ротацию мобильных групп, чтобы и другие защитники базы могли размять ноги.
8. Управление во время штурма
В момент, когда вражеские подразделения уже явно начали подтягиваться для атаки, комендант должен внятно оповестить базу о намерениях противника, напомнить резервной группе и группам мобильной обороны их задачи (возможно переместить их), обежать еще раз базу, при необходимости усилить людьми нужные укрепления с учетом вектора атаки противника. Так же стоит убедиться, что в случае преждевременной кончины коменданта, будет кому продолжить его дело.
Когда началась атака, и пошли дымы вперемешку с гранатами и матом, комендант должен:
- сохранять трезвую голову
- сообщать командованию о ходе штурма
- требовать регулярных докладов о ситуации от бойцов атакуемого сектора
- в нужный момент запустить механизм контратаки группами мобильной обороны
- не забывать перебрасывать бойцов с неатакуемых секторов на укрепления, понесшие потери
- в нужный момент задействовать резервы (раздергивать резерв на замену убитых в укреплениях следует только в крайнем случае, см предыдущий пункт)
- умереть последним (в предсмертном сообщении комендант погибающей базы должен без эмоций передать примерную численность оставшихся захватчиков)
9. Оборона базы в ночное время
Оборона базы в ночное время обрастает дополнительными нюансами, связанными с очевидными проблемами идентификации принадлежности бойцов.
Комендант должен:
- убедиться, что все знают пароль-отзыв
- выяснить число владельцев ПНВ/тепловизоров и расставить их в правильных местах
- объяснить всем, куда можно светить и как это нужно делать
- если есть возможность, организовать статичное освещение периметра базы
- запретить под страхом расстрела любые несанкционированные перемещения по территории базы
- добиться от каждого обороняющегося бойца понимания того, где его ближайшие соседи
- напомнить, как нужно реагировать на любого приближающегося в темноте человека (Дулом автомата и второй рукой, вытянутой вперед - упираетесь в корпус человека, не давая ему подойти вплотную, и спрашиваете - кто он такой. Даже если вражеский "ножевик" дотянется до вашего корпуса (как диктуют применять нож правила страйкбола), вы успеете разменяться, выстрелив в него.)
- запретить костры, болтовню и прочие демаскирующие элементы
- организовать коридор для входа в базу (например, обязать всех предварительно связываться по рации, подходить к висящему на входе в базу ХИСу, подсвечивать свою повязку и тп.)
10. Выводы
Вместо повторения вышеизложенного еще раз, приведу пример с игры серии "Диверсанты", в которой я участвовал несколько лет назад:
...После дневной фазы нашлось некоторое количество желающих поиграть ночью. Нас собрали, уже в сумерках привели в укрепрайон. Организаторы объявили правила игры: играем навылет, нужно продержаться с 23х часов сколько сможем, атакующие вышли из жилого лагеря и уже на подходе. В обороне было 17 человек, все быстро попрятались кто куда - кто под деревья, кто в окопы. Стали ждать противника, а тот оказался очень коварен - подползал то с одной, то с другой стороны. Долгие периоды тишины внезапно прерывались скоротечными схватками, судя по звукам в темноте - стрельба велась в упор. Уже в 3 часа утра, когда стало светать и больше чем за час не было сделано ни одного выстрела, мы решили, что хватит. Когда мы вылезли из под деревьев, выяснилось, что защитников осталось всего 5 человек.
Но!
Оказалось, что на нас никто не нападал. Никто! Те, кто должен был атаковать, решили (внезапно!), что им хватит дневной и остались в лагере. А 17 защитников укрепрайона за четыре часа почти полностью перебили сами себя. Перестреляли всех тех, кто шуршал, кто непонятно зачем поперся менять позицию. Перестреляли потому, что не было нормальной связи, не говоря уже об управлении и координации действий.
Какой из этого следует вывод? - Без связи нет управления, без управления нет победы!
Грамотно обороняйтесь, изматывайте противника, сохраняя силы для решающего удара - и побеждайте!
Автор: Денис Ильменский (DiabloV)